Каков порядок предоставления отчетности в Федеральную службу по аккредитации в соответствии с требованиями 412-ФЗ?

Пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Закон) установлена обязанность аккредитованных лиц безвозмездно представлять в национальный орган по аккредитации с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации сведения о результатах своей деятельности, об изменениях состава своих работников и их компетентности, изменениях технической оснащенности, состав, порядок и сроки представления которых установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации (за пользование федеральной государственной информационной системой в области аккредитации плата не взимается).

Предоставление аккредитованными лицами сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности осуществляется в соответствии с Положением о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 329 (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 1 Положения аккредитованные лица представляют в Федеральную службу по аккредитации следующие сведения:

  • а) об изменении состава работников аккредитованного лица, принимающих участие в работах в соответствии с областью аккредитации;
  • б) об изменении компетентности работников аккредитованного лица, принимающих участие в работах в соответствии с областью аккредитации (копии документов об образовании, повышении квалификации);
  • в) об изменении прав собственности, владения и (или) пользования на испытательное оборудование, необходимое для выполнения работ в соответствии с областью аккредитации.

Аккредитованные лица представляют указанные сведения посредством федеральной государственной информационной системы в области аккредитации.

Аккредитованные лица представляют указанные сведения в следующие сроки:

  • а) сведения, указанные в подпункте «а», - в течение 15 рабочих дней со дня, когда соответствующие изменения произошли;
  • б) сведения, указанные в подпунктах «б» и «в», - один раз в полугодие текущего календарного года (если за данное полугодие соответствующие изменения произошли).

В соответствии с пунктами 2 - 4 Положения аккредитованные лица дополнительно к сведениям, указанным в пункте 1 Положения представляют в Федеральную службу по аккредитации следующие сведения о результатах своей деятельности:

1. Аккредитованные в национальной системе аккредитации органы по сертификации:

  • а) о зарегистрированных заявлениях на выдачу сертификатов соответствия и на регистрацию деклараций о соответствии с указанием заявителя, даты регистрации заявления, объекта подтверждения соответствия в случаях, указанных в подпунктах «в» – «з»;
  • б) о проведенных в целях выдачи сертификатов соответствия исследованиях (испытаниях) и измерениях с указанием аккредитованного лица, проводившего исследования (испытания) и измерения, даты и номера протокола исследований (испытаний) и измерений, объекта исследований (испытаний) и измерений;
  • в) о выданных сертификатах соответствия, о приостановлении, возобновлении, продлении и прекращении их действия согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2006 г. № 201 «О порядке формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений»;
  • г) о зарегистрированных декларациях о соответствии согласно требованиям приказа Минэкономразвития России от 21 февраля 2012 г. № 76 «Об утверждении Порядка регистрации деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений»;
  • д) о выданных сертификатах соответствия продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», о приостановлении, возобновлении, продлении и прекращении действия указанных сертификатов соответствия;
  • е) о зарегистрированных декларациях о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»;
  • ж) о выданных сертификатах соответствия, оформленных по единой форме, о приостановлении, возобновлении, продлении и прекращении их действия в соответствии с договорно-правовой базой Таможенного союза и решениями органов Таможенного союза;
  • з) о зарегистрированных декларациях о соответствии, оформленных по единой форме, в соответствии с договорно-правовой базой Таможенного союза и решениями органов Таможенного союза;

2. Аккредитованные в национальной системе аккредитации испытательные лаборатории (центры) представляют в Федеральную службу по аккредитации сведения о выданных протоколах исследований (испытаний) и измерений с указанием даты и номера соответствующего протокола- в течение 5 рабочих дней со дня выдачи протокола исследований (испытаний) и измерений;

3. Аккредитованные в национальной системе аккредитации юридические лица и индивидуальные предприниматели, проводящие межлабораторные сличительные испытания, представляют в Федеральную службу по аккредитации сведения о проведенных ими межлабораторных сличительных испытаниях с указанием сроков их проведения и состава участников, если участниками межлабораторных сличительных испытаний являются аккредитованные в национальной системе аккредитации лица в течение 5 рабочих дней со дня утверждения соответствующих результатов межлабораторных сличительных испытаний.

Аккредитованные лица представляют указанные сведения посредством федеральной государственной информационной системы в области аккредитации.

Аккредитованные лица представляют сведения, указанные в подпунктах «а» - «е» в следующие сроки:

  • сведения, указанные в подпункте «а», - в течение 3 рабочих дней со дня поступления в орган по сертификации заявления;
  • сведения, указанные в подпункте «б», - в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения органом по сертификации о выдаче сертификата соответствия;
  • сведения, указанные в подпунктах «в», «д» и «ж», - в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения органом по сертификации о выдаче сертификата соответствия или в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения о приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении действия выданного сертификата соответствия;
  • сведения, указанные в подпунктах «г» и «з», - в течение 3 и 5 дней соответственно со дня представления декларации о соответствии заявителем в орган по сертификации;
  • сведения, указанные в подпункте «е», - в течение 10 рабочих дней со дня представления декларации о соответствии заявителем в орган по сертификации.
Для внесения изменений в номер и дату регистрации протокола после его сохранения необходимо подавать заявление в ФСА? На чье имя и в какой форме должно быть оформлено заявление?

Корректировка обязательных полей (дата и номер) протокола в реестре протоколов не допускается.

В случае технической ошибки заводится новая запись с указанием правильных реквизитов протокола испытаний и направляется соответствующее уведомление в Росаккредитацию (допускается единовременное направление раз в месяц с указанием перечня допущенных ошибок).

Протоколами считать только протоколы, выдаваемые ИЛ на сторону, или все протоколы испытаний, выдаваемым ИЛ, в том числе и другим лабораториям того же предприятия.

Протоколами считаются все сведения обо всех протоколах исследований (испытаний) и измерений, выданных испытательной лабораторией.

Выписываются паспорта качества на продукцию и протоколы. Нужно ли вносить в реестр паспорта качества?

Приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 329 «Об утверждении Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации» данное требование не установлено.

Сведения о каких работниках предоставляются в Росаккредитацию в связи с изменением состава работников аккредитованного лица?

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 329, аккредитованным лицам необходимо предоставлять в Федеральную службу по аккредитации сведения об изменении состава работников аккредитованного лица, принимающих участие в работах в соответствии с областью аккредитации и работающих в аккредитованном лице по основному месту работы и совместительству, в том числе о переходе работника на основное место работы в аккредитованное лицо, если до этого он работал в данном аккредитованном лице по совместительству, и наоборот.

Как определить дату представления отчета о выданных протоколах испытаний?

Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ) предусмотрена обязанность аккредитованных лиц безвозмездно представлять в национальный орган по аккредитации с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации сведения о результатах своей деятельности, об изменениях состава своих работников и их компетентности, изменениях технической оснащенности (пункт 2 части 1 статьи 13).

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 329 «Об утверждении Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации» (далее – Положение) аккредитованные в национальной системе аккредитации испытательные лаборатории (центры) представляют в Федеральную службу по аккредитации сведения о выданных протоколах исследований (испытаний) и измерений с указанием даты и номера соответствующего протокола.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 3 Положения сведения о выданных протоколах исследований (испытаний) и измерений представляются аккредитованными лицами посредством федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (далее – ФГИС Росаккредитации) в течение 5 рабочих дней со дня выдачи протокола исследований (испытаний) и измерений.

Например, в случае выдачи протокола исследований (испытаний) и измерений 27 января 2016 г., последним днем предоставления сведений является 3 февраля 2016 г.

Также отмечаем, что на официальном сайте Росаккредитации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://fsa.gov.ru) размещены пояснения от 26 декабря 2014 г. о порядке предоставления отчетности о результатах деятельности аккредитованных лиц во ФГИС Росаккредитации.

Дополнительно информируем, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона № 412-ФЗ действие аккредитации приостанавливается национальным органом по аккредитации в отношении всей области аккредитации или ее части в случае неоднократного в течение одного года непредставления в национальный орган по аккредитации в установленный срок сведений о результатах своей деятельности или неоднократного в течение одного года представления недостоверных сведений о результатах своей деятельности.

При этом, при проведении мониторинга соблюдения требований Положения, Федеральной службой по аккредитации будут учитываться такие факторы, как проведение регламентных и аварийных работ во ФГИС Росаккредитации, периоды нестабильной работы ФГИС Росаккредитации в связи с обновлением функциональности, обращения пользователей в службу технической поддержки ФГИС Росаккредитации с информацией о наличии технических затруднений.

В случае возникновения проблем в работе с функционалом ФГИС Росаккредитации вы можете обратиться в Службу технической поддержки ФГИС Росаккредитации по телефону 8-800-200-47-70 или по адресу электронной почты fgis@fsa.gov.ru.

Необходимо ли при заполнении области аккредитации в регистрационных номерах нормативных документов указывать цифры года утверждения документа?

Образцы областей аккредитации утверждены Приказом Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. № 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации», а также Приказом Минэкономразвития России от 26 мая 2014 г. № 295 «Об утверждении формы аттестата аккредитации».

При заполнении полей областей аккредитации:

  • образца № 1 «Область аккредитации органа по сертификации» (для органов по сертификации продукции) в столбце 5 «Технические регламенты, документы в области стандартизации и иные документы, устанавливающие требования к объектам подтверждения соответствия, и (или) требования к объектам подтверждения соответствия» и столбце № 6 «Документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний) и измерений»;
  • образца 2 «Область аккредитации испытательной лаборатории (центра)»в столбце № 2 «Документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний), измерений»; в столбце № 8 «Документы, устанавливающие требования к объекту исследований (испытаний), измерений (технические регламенты и (или) документы в области стандартизации)»;
  • образца 3 «Область аккредитации органа инспекции» в столбце № 6 «Документы, устанавливающие методы инспекции, документы в области стандартизации»

допускается в регистрационных номерах международных, региональных, национальных стандартов, документов, устанавливающих правила и методы исследований (испытаний), измерений не указывать цифры года утверждения (принятия) документа.

Внедрение в практику работы новых редакций документов, устанавливающих требования к объектам оценки (подтверждения) соответствия, правила и методы исследований (испытаний), измерений, включая обеспечение компетентности персонала, должно осуществляться в порядке, предусмотренном соответствующими документами, включенными в перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326. Соответствие выполняемых аккредитованными лицами работ по оценке соответствия требованиям указанных выше актуализированных документов устанавливается при подтверждении компетентности аккредитованных лиц в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Необходимо ли расширять область аккредитации ИЛ в связи с введением в действие ГОСТ Р ИСО 9612-2013?

Согласно приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 декабря 2013 г. № 2180-ст с 1 декабря 2014 г. на территории Российской Федерации прекратил свое действие ГОСТ 12.1.050-86 «Система стандартов безопасности труда. Методы измерения шума на рабочих местах» в связи с утверждением и введением с 1 декабря 2014 г. ГОСТ Р ИСО 9612-2013 «Акустика. Измерения шума для оценки его воздействия на человека. Метод измерений на рабочих местах».

Внедрение в практику работы лаборатории методики определения шума по ГОСТ ИСО 9612-2013 «Измерение шума для оценки его воздействия на человека. Метод измерений на рабочих местах», включая обеспечение компетентности персонала, проводящего измерения, должно осуществляться в порядке, предусмотренном ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».

Соответствие реализации порядка проведения измерений шума требованиям ГОСТ Р ИСО 9612-2013 «Измерение шума для оценки его воздействия на человека. Метод измерений на рабочих местах» осуществляется при подтверждении компетентности лаборатории в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Каковы основания для приостановления действия аккредитации в силу переходных положений Закона об аккредитации?

В случае если юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие документы об аккредитации, срок действия которых заканчивается в течение третьего или пятого года действия Закона, проходили процедуру подтверждения аттестатов аккредитации в период с 1 июля 2012 по 30 июня 2014 года, это не освобождает указанных лиц от обязанности пройти до 1 июля 2015 года процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона об аккредитации. Например, если лицо получило аккредитацию в августе 2013 года и прошло инспекционный контроль в мае 2014 года, данное лицо не подпадает под действие части 3.1 статьи 30 Закона, но на него распространяется действие части 2 статьи 30 Закона, так как окончание срока действия аттестата аккредитации указанного лица приходится на пятый год действия Закона.

Какие требования предъявляются к образованию работников в области обеспечения единства измерений?

Пунктом 44 критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя и аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326 (далее – Критерии аккредитации), установлены требования к образованию работников (работника), непосредственно участвующих в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению единства измерений в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.

При оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица, выполняющих работы (оказывающих услуги) в области обеспечения единства измерений, критериям аккредитации (в части установленных требований к наличию у его работников высшего образования либо среднего профессионального образования или дополнительного профессионального образования по профилю, соответствующему области аккредитации) применяется следующий подход:

  • признаются документы об образовании и (или) о квалификации работников заявителя, аккредитованного лица, непосредственно участвующих в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению единства измерений, по специальностям (направлениям подготовки) «Метрология», «Метрология, стандартизация, сертификация», «Метрология и метрологическое обеспечение», «Приборостроение, метрология, информационно-измерительные приборы и системы» и иным специальностям (направлениям подготовки), содержащим в наименовании указание на метрологию и (или) стандартизацию, независимо от конкретной области аккредитации в сфере обеспечения единства измерений;
  • признаются документы об образовании и (или) о квалификации применительно к конкретным областям аккредитации в сфере обеспечения единства измерений, согласно перечню Росстандарта:

Перечень профильных специальностей, соответствующих различным областям аккредитации в области обеспечения единства измерения (поверка, калибровка и испытания средств измерений)

Измерения геометрических величин

1. Лазерная техника и лазерные технологии

2. Механика

3. Оптико-электронные приборы и системы

4. Оптические информационные технологии

5. Приборы точной механики

6. Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты

Измерения механических величин

1. Автоматизация технологических процессов и производств

2. Автомобили и автомобильное хозяйство

3. Металлорежущие станки и инструменты

4. Механика

5. Электроника и микроэлектроника

6. Электротехника, электромеханика, электротехнологии

7. Электротехника, электроника

Измерения параметров потока, расхода, уровня, объема веществ

1. Промышленная теплоэнергетика

2. Теплоэнергетика и теплотехника

3. Теплогазоснабжение и вентиляция

4. Электроника и микроэлектроника

Измерения давления, вакуумные измерения

1. Промышленная теплоэнергетика

2. Теплогазоснабжение и вентиляция

3. Теплоэнергетика и теплотехника

Измерения физико-химического состава и свойств веществ

1. Биоинженерия и биоинформатика

2. Биомедицинская инженерия

3. Инженерное дело в медико-биологической практике

4. Фундаментальная и прикладная химия

5. Химические технологии и биотехнология

6. Химия

Теплофизические и температурные измерения

1. Оптико-электронные приборы

2. Радиотехника

3. Теплофизика

4. Теплоэнергетика и теплотехника

5. Холодильная, криогенная техника и кондиционирование

6. Электроника и микроэлектроника

7. Энергетика теплотехнологий

Измерение электротехнических и магнитных величин

1. Автоматика и телемеханика

2. Высоковольтная электроэнергетика и электротехника

3. Инфокоммуникационные технологии и системы связи

4. Информационно-измерительная техника и технологии

5. Конструирование и производство радиоаппаратуры

6. Оптико-электронные приборы и системы

7. Радиотехника

8. Техника и технологии

9. Электроизоляционная и кабельная техника

10. Электрические и электронные аппараты

11. Электроснабжение

12. Электротехника, электромеханика, электротехнологии

13. Электротехника, электроника

14. Электроэнергетические системы и сети

Радиоэлектронные измерения, измерения времени и частоты

1. Инфокоммуникационные технологии и системы связи

2. Информатика и вычислительная техника

3. Информационная и измерительная техника

4. Информационные системы и технологии

5. Проектирование и технологии радиоэлектронных средств

6. Радиоаппаратостроение

7. Радиосвязь, радиовещание и телевидение

8. Радиотехника

9. Радиоэлектронные и электромеханические приборные устройства

10. Радиоэлектронные системы и комплексы

11. Специальные радиотехнические системы

12. Электрические и электронные аппараты

Виброакустические измерения

1. Акустические приборы и системы

2. Биотехнические системы и технологии

3. Информационно-измерительная техника и технологии

4. Приборы точной механики

5. Радиосвязь, радиовещание и телевидение

6. Радиотехника

7. Физика

Оптические и оптико-физические измерения

1. Квантовая и оптическая электроника

2. Лазерная техника и лазерные технологии

3. Оптико-физические приборы

4. Оптико-электронные приборы и системы

5. Оптические информационные технологии

6. Оптические приборы и спектроскопия

7. Оптотехника

8. Теплофизика

9. Физика и техника оптической связи

10. Фотоника и оптоинформатика

11. Электронные и оптико-электронные приборы

Измерения характеристик ионизирующих излучений и ядерных констант

1. Технологии разделения изотопов и ядерное топливо

2. Физика (ядерная физика)

3. Ядерная физика и технологии

4. Ядерная энергетика и теплофизика

5. Ядерные реакторы и материалы

Специальности «Метрология, стандартизация, сертификация», «Метрология и метрологическое обеспечение» и «Приборостроение, метрология, информационно-измерительные приборы и системы» относятся ко всем видам измерений.

иные документы об образовании и (или) о квалификации, в частности, по специальностям (направлениям подготовки) технического, медицинского и естественно-научного профиля, признаются применительно к выполнению работ (оказанию услуг) в конкретной области аккредитации в сфере обеспечения единства измерений, по результатам изучения этих документов в процессе аккредитации в ходе оценки соответствия заявителя (аккредитованного лица) критериям аккредитации.

Дополнительно обращаем внимание, что в соответствии с абзацем пятым пункта 44 Критериев аккредитации допускается наличие у работников, непосредственно участвующих в выполнении работ по поверке средств измерений и калибровке средств измерений, среднего профессионального и (или) дополнительного профессионального образования по профилю, соответствующему области аккредитации, и опыта работы не менее одного года.

Также согласно абзацу шестому пункта 44 допускается привлечение к выполнению работ (оказанию услуг) по обеспечению единства измерений лиц, не отвечающих требованиям настоящего пункта Критериев аккредитации, при условии выполнения ими работ (оказания услуг) по обеспечению единства измерений под контролем лиц, отвечающих требованиям пункта 44 Критериев аккредитации.

Порядок осуществления лицами, отвечающими требованиям пункта 44 Критериев аккредитации, контроля работ (оказания услуг) по обеспечению единства измерений, выполняемых лицами, не отвечающими требованиям указанного пункта, устанавливается в руководстве по качеству заявителя, аккредитованного лица.

Необходимо ли предоставлять документы, подтверждающие наличие на праве собственности земельного участка, на котором находится помещение заявителя по аккредитации (аккредитованного лица)?

Законодательством об аккредитации в национальной системе аккредитации установлена обязанность о наличии у заявителя, аккредитованного лица:

по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и (или) пользования, помещений, оборудования, технических средств и иных материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по подтверждению соответствия в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц – для органов по сертификации;

по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации, в том числе по месту осуществления временных работ, на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и (или) пользования, помещений, испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также иных технических средств и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц – для испытательных лабораторий (центров) (приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326).

Таким образом, при подтверждении наличия на праве собственности или ином законном основании помещения заявитель, аккредитованное лицо не обязаны предоставлять правоустанавливающие или правоподтверждающие документы на земельный участок, на котором расположено помещение (здание, сооружение).

Как определить стоимость процедуры аккредитации?

Порядок определения размеров платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, перечни работ по проведению экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, плата за проведение которых причитается эксперту по аккредитации, техническим экспертам, а также максимальный размер прибыли экспертных организаций устанавливаются методикой определения размеров платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 № 653.

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации также утверждены максимальные размеры платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации. Если у Вас уже определен эксперт по аккредитации, то на сайте экспертной организации, в которой он работает должны быть размещены используемые значения коэффициентов, предусмотренные методикой определения размеров платы за проведение экспертизы представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и позволяющие рассчитать точную стоимость проведения таких экспертиз в соответствии с указанной методикой.

Каков порядок прекращения действия аккредитации?

Статьей 22 Федерального закона № 412-ФЗ определен порядок прекращения действия аккредитации. Действие аккредитации прекращается, в том числе, и при представлении аккредитованным лицом в национальный орган по аккредитации заявления о прекращении деятельности в области аккредитации. Приказом Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. № 288 утверждена, в том числе, и форма заявления о прекращении действия аккредитации.

Аккредитованное лицо, имеющее намерение прекратить деятельность в области аккредитации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 № 412-ФЗ, не позднее чем за пятнадцать рабочих дней до дня фактического прекращения деятельности обязано представить либо направить в Росаккредитацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, заявление о прекращении деятельности в области аккредитации.

Копия заявления о прекращении деятельности в области аккредитации с отметкой о дате приема такого заявления в день его приема вручается заявителю либо направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Росаккредитация принимает решение о прекращении действия аккредитации в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления от аккредитованного лица о прекращении деятельности в области аккредитации.

Решение Росаккредитации о прекращении действия аккредитации оформляется приказом Росаккредитации. В течение трех рабочих дней со дня принятия указанного решения Росаккредитация вносит соответствующие сведения в реестр аккредитованных лиц и вручает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю непосредственно либо направляет им заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, уведомление о прекращении действия аккредитации.

В каком формате заявитель, аккредитованное лицо должен располагать нормативной документацией?

Критерии аккредитации не конкретизируют, каким образом заявитель, аккредитованное лицо могут подтвердить наличие у них нормативной документации, оставляя за заявителем, аккредитованным лицом право на самостоятельное решение по данному вопросу.

Таким образом, заявитель, аккредитованное лицо вправе располагать нормативной документацией как в бумажном, так и в электронном виде, в том числе с использованием электронных справочно-правовых систем.

При проведении выездной оценки устанавливается соответствие критериям аккредитации в части наличия актуальных версий нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, устанавливающих требования к подтверждению соответствия и объектам подтверждения соответствия, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, с учетом выбранного заявителем, аккредитованным лицом способа обеспечения соблюдения указанного критерия, в том числе имея в виду наличие необходимых документов в местах их применения работниками.

Какие требования предъявляются к образованию работников испытательных лабораторий?

Пунктом 19 критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя и аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326 (далее – Критерии аккредитации), установлены требования к образованию работников испытательных лабораторий.

Работники лаборатории, непосредственно выполняющие работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, должны иметь или высшее образование по профилю, или среднее профессиональное образование по профилю, или дополнительное профессиональное образование по профилю, соответствующему области аккредитации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) дополнительное профессиональное образование осуществляется:

  • по программам профессиональной переподготовки;
  • по программам повышения квалификации.

Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании (часть 13 статьи 76 Федерального закона).

При этом освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (часть 14 статьи 76 Федерального закона).

Минимально допустимый срок освоения этих программ установлен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», этот срок не может быть менее 250 часов для программ профессиональной переподготовки и менее 16 часов для программ повышения квалификации.

В соответствии с частью 4 статьи 76 Федерального закона программа повышения квалификации направлена, в том числе, на повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

В соответствии с частью 10 статьи 60 Федерального закона документ о квалификации подтверждает, в том числе, присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

На основании части 3 статьи 76 Федерального закона к программам повышения квалификации допускаются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование, при этом требования по профилю высшего и среднего образования не установлены.

Учитывая изложенное, соответствие пункту 19 Критериев аккредитации может быть подтверждено одним или несколькими документами, полученными в порядке, установленном статьей 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и дающими право заниматься профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции в соответствии с областью аккредитации.

Порядок аккредитации юрлиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих документы об аккредитации, выданных до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 412-ФЗ?

1. В силу требований части 5 статьи 24 Закона об аккредитации лица, указанные в частях 2 и 3.1 статьи 30 Закона об аккредитации, должны подать заявление на прохождение процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица не позднее чем за 20 рабочих дней до 1 июля 2015 года.

В случае неисполнения указанными лицами данного требования Росаккредитация осуществляет приостановление действия их аккредитации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона об аккредитации.

2. Лица, имеющие документы об аккредитации, которые выданы федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Закона об аккредитации, сроки действия которых заканчиваются соответственно в течение первого (01.07.2014 – 30.06.2015) и второго (01.07.2015 – 30.06.2016) года со дня вступления в силу Закона об аккредитации, за исключением лиц, указанных в части 3.1 статьи 30 Закона об аккредитации, планирующие осуществлять деятельность в национальной системе аккредитации, подают заявление об аккредитации и прилагаемые к нему документы в соответствии со статьей 16 Закона об аккредитации.

Во избежание истечения срока действия ранее выданного документа об аккредитации до завершения оказания государственной услуги по аккредитации при подаче заявления об аккредитации следует учитывать сроки предоставления указанной государственной услуги, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2014 года № 519 «Об утверждении общих сроков осуществления аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе общих сроков проведения документарной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и общих сроков проведения выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также сроков отдельных административных процедур при осуществлении аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица».

Какую область аккредитации нужно прикладывать к заявлению о сокращении/ расширении области аккредитации?

В соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 мая 2014 г. N 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аттестата» в заявлении о расширении области аккредитации указывается дополнительно заявляемая область аккредитации; в заявлении о сокращении области аккредитации указывается область аккредитации, подлежащая сокращению.

Какие особенности заполнения области аккредитации испытательной лаборатории?

Форма заявления на аккредитацию и образец области аккредитации испытательной лаборатории (центра) утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. № 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации».

Полями области аккредитации предусмотрено, в том числе:

  • в столбце 2 документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний), измерений, в том числе документы, устанавливающие правила и методы отбора образцов (проб), - при их наличии;
  • в столбце 3 наименование объекта,
  • в столбце 8 документы, устанавливающие требования к объекту исследований (испытаний), измерений (технические регламенты и (или) документы в области стандартизации), при наличии.

Исходя из указанного, в деятельности лаборатории определяющим является метод исследований (испытаний).

Если компетентность лаборатории подтверждена на определенные методы исследований (испытаний), то ее компетентность подтверждается в отношении всех объектов, указанных в столбце 3, которые могут быть испытаны данным методом.

При этом полагаем целесообразным исходить из того, что в столбце 3 области аккредитации «наименование объекта» может указываться общее словесное описание с учетом требований документов, устанавливающих правила и методы исследований (испытаний), измерений.

Столбец 8 заполняется в случае необходимости при наличии документов, устанавливающих требования к объекту исследований (испытаний), измерений (технические регламенты и (или) документы в области стандартизации), в том числе испытательными лабораториями, работающими в области обязательного подтверждения соответствия для удобства взаимодействия с заявителями и органами по сертификации.

Вместе с тем, отсутствие нормативных документов в столбце 8, не означает невозможность работы в сфере обязательного подтверждения соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза по методам, включенным в перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза, компетентность по которым подтверждена при аккредитации.

Какой порядок аккредитации филиалов испытательных лабораторий по требованиям Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ?

Пунктами 1 и 3 части 2 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» предусмотрено, что в заявлении об аккредитации указываются:

  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, юридического лица, адрес его места нахождения, номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты юридического лица;
  • адреса мест осуществления деятельности в заявленной области аккредитации (в том числе и всех имеющихся филиалов), за исключением мест осуществления временных работ.

Статьей 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» определен порядок оценки соответствия заявителя критериям аккредитации.

Выездная оценка соответствия заявителя критериям аккредитации проводится в соответствии с программой выездной оценки, утвержденной национальным органом по аккредитации (по всем адресам осуществления деятельности в случае наличия заявленных филиалов).

Программа выездной оценки формируется с учетом заявленной области аккредитации и места или мест осуществления деятельности в области аккредитации (в том числе при наличии заявленных филиалов).

По результатам выездной экспертизы соответствия заявителя критериям аккредитации (с учетом заявленных филиалов) составляется акт выездной экспертизы, в котором необходимо подтвердить соответствие критериям аккредитации всех заявленных филиалов.

Статьей 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» установлены требования к содержанию и сроку действия аттестата аккредитации, в котором том числе указывается наименование аккредитованного лица, место его нахождения (для юридического лица). Приказом Минэкономразвития России от 26.05.2014 № 295 «Об утверждении Формы аттестата аккредитации» утверждена форма аттестата аккредитации, в котором необходимо указывать наименования и адреса всех заявленных филиалов.

Требуется ли расширение области аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), планирующих осуществлять регистрацию деклараций о соответствии требованиям технических регламентов Таможенного союза?

Органам по сертификации, планирующим осуществлять регистрацию деклараций о соответствии требованиям технических регламентов Таможенного союза, которыми предусмотрено подтверждение соответствия только в форме принятия декларации о соответствии не обязательно проходить расширение области аккредитации. Органам по сертификации необходимо направить в Росаккредитацию заявление в свободной форме, содержащее сведения и документы, подтверждающие соответствие критериям, установленным пунктом 4 Положения о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, а также его формирования и ведения, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 319 (далее - Положение), а также следующую информацию:

  • наименование (полное) органа по сертификации;
  • регистрационный номер аттестата аккредитации, даты регистрации и срока окончания действия аттестата аккредитации;
  • юридический и фактический адреса органа по сертификации;
  • информацию о руководителе, телефонах, адресе электронной почты;
  • словесное описание области аккредитации с указанием обозначения технических регламентов Таможенного союза;
  • коды ТН ВЭД ТС.

Испытательные лаборатории (центры), работающие в пределах утвержденной ранее области аккредитации, не включенные в Реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, осуществляющих оценку соответствия продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 07 апреля 2011 г. № 620, включаются в Единый реестр на основании заявления в свободной форме, содержащего сведения и документы, подтверждающие соответствие критериям, установленным пунктом 4 Положения, а также следующую информацию:

  • наименование (полное) испытательной лаборатории (центра);
  • регистрационный номер аттестата аккредитации, даты регистрации и срока окончания действия аттестата аккредитации;
  • юридический и фактический адреса испытательной лаборатории (центра);
  • информацию о руководителе, телефонах, адресе электронной почты;
  • словесное описание области аккредитации с указанием обозначения технических регламентов Таможенного союза;
  • коды ТН ВЭД ТС.

Указанная информация может дополнительно представляться в электронном виде.

В какой орган власти необходимо обращаться за получением аккредитации лабораторий радиационного контроля?

Лаборатории радиационного контроля проводят радиационные измерения, выполняемые для контролируемого объекта с целью определения степени соблюдения принципов радиационной безопасности, требований нормативов и контрольных уровней, а также с целью наблюдений за состоянием и изменением радиационной обстановки. Объектами радиационного контроля являются окружающая среда, сырье, материалы, изделия, продукты, отходы производства, процессов, условия проживания и производственной деятельности людей.

Таким образом, лаборатории радиационного контроля выполняют работы по подтверждению соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов требованиям, связанным с обеспечением радиационной безопасности, установленным техническими регламентами, стандартами, сводами правил, условиями договоров.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляло полномочия по аккредитации лабораторий радиационного контроля до 1 ноября 2011 г. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. № 86 «О единой национальной системе аккредитации» и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. № 845 «О Федеральной службе по аккредитации» (далее - постановление) 1 ноября 2011 г. образована Федеральная служба по аккредитации, которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе полномочия по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.

В соответствии с пунктом 2 постановления Федеральная служба по аккредитации является правопреемником Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, в отношении обязательств в области аккредитации в установленной сфере деятельности, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.

Таким образом, аккредитация лабораторий радиационного контроля осуществляется Федеральной службой по аккредитации в соответствии требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Нужно ли аккредитоваться органу сертификации на регламент о безопасности пищевой продукции? В национальной части реестра ОС состоит.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 апреля 2013 г. № 76 «Об утверждении Положения о регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза» предусмотрено, что регистрация деклараций о соответствии осуществляется органами по сертификации, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, или уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Органам по сертификации, планирующим осуществлять регистрацию деклараций о соответствии пищевой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, необходимо направить в Росаккредитацию заявление в свободной форме, содержащее наименования соответствующих технических регламентов Таможенного союза и сведения, подтверждающие соответствие критериям, установленным пунктом 4 Положения о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, а также его формирования и ведения, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 319.

Расширения области аккредитации органам по сертификации, имеющим в области аккредитации пищевую продукцию, для целей регистрации деклараций не требуется.

Испытательным лабораториям (центрам), работающим в пределах утвержденной ранее области аккредитации, проходить процедуру расширения области аккредитации также не требуется. В случае если лаборатория внедряет новые методы, не указанные в действующей области аккредитации, расширение области аккредитации регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Какой порядок переаккредитации испытательных лабораторий, аккредитованных в системах ГОСТ Р, СДСОТ и срок их переаккредитации?

Каких либо процедурных особенностей в зависимости от того в какой системе была ранее аккредитована испытательная лаборатория при обращении в Росаккредитацию и проведении работ по аккредитации не имеется. Процедура аккредитации регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Если «Диапазон определения» отсутствует, что указывается в столбце 7 области аккредитации?

Форма заявления на аккредитацию и образец области аккредитации испытательной лаборатории (центра) утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. № 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации».

В области аккредитации, в столбце 7 «Диапазон определения <**>» - диапазон указывается при наличии, в противном случае ставится прочерк «-».

Нужно ли указывать адрес арендованной лаборатории в уставных документах?

Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» утверждены критерии аккредитации, устанавливающие совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо, при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации, в связи с проведением аккредитации в национальной системе аккредитации (далее – Критерии аккредитации).

Пунктом 24 Критериев аккредитации установлен перечень документов, подтверждающих соответствие лаборатории критериям аккредитации.

Также исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления указанное государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, установлен административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.04.2015 № 194.

Обращаем внимание, что уставные документы юридического лица в вышеуказанных перечнях отсутствуют.

На основании изложенного сообщаем, что действующим законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации обязанность предоставления заявителем, аккредитованным лицом уставных документов не установлена. Таким образом, заявитель вправе самостоятельно принять решение о необходимости указания в уставных документах юридического лица той или иной информации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Нужно ли нотариально заверять учредительные документы, прилагаемые к заявлению на аккредитацию?

В соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» для аккредитации заявитель представляет в национальный орган по аккредитации заявление об аккредитации, которое подписывается руководителем юридического лица или лицом, которое в силу федерального закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, либо индивидуальным предпринимателем.

К заявлению необходимо приложить копии документов (в том числе в электронной форме), подтверждающих соответствие заявителя критериям аккредитации и предусмотренных перечнем документов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 «Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации».

Приказом Минэкономразвития России от 01.04.2015 № 194 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц, который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по аккредитации, ее территориальных органов, ее структурных подразделений и должностных лиц при взаимодействии с заявителями, экспертами по аккредитации и техническими экспертами, федеральными органами исполнительной власти в процессе предоставления государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц.

Отмечаем, что в действующем законодательстве Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации требования о нотариальном заверении прилагаемых к заявлению об аккредитации копий учредительных документов юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, претендующих на получение аккредитации, отсутствуют.

В таком случае достаточным будет являться предоставление копий учредительных документов юридического лица или индивидуального предпринимателя, претендующих на получение аккредитации, заверенных печатью юридического лица.

Что такое СРО?
Саморегулируемая организация (СРО) – некоммерческое партнёрство, основанное на членстве юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей в пределах одной отрасли производства товаров, работ или услуг. Также СРО может объединять субъектов одной профессиональной деятельности.
Срок действия аттестата аккредитации заканчивается 28.10.2016 г. Согласно закону от 28.12.2013 № 412-ФЗ заявление о проведении ПК подаётся не позднее, чем за 20 рабочих дней до наступления срока прохождения ПК. Что считать сроком прохождения процедуры?
В силу требований части 5 статьи 24 Закона об аккредитации лица, указанные в частях 2 и 3.1 статьи 30 Закона об аккредитации, должны подать заявление на прохождение процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица не позднее чем за 20 рабочих дней до 1 июля 2015 года.
В случае неисполнения указанными лицами данного требования Росаккредитация осуществляет приостановление действия их аккредитации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона об аккредитации.
Почему в формах деклараций по ТР ТС не указывается название органа по сертификации? Каким документом это установлено?
В соответствии со статьей 3 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года № 293 утверждена единая форма декларации о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза. Данная форма не содержит требований по указанию сведений об органе по сертификации, зарегистрировавшем данную декларацию. Вместе с тем, регистрационный номер декларации формируется с учетом кода органа по сертификации. Например, декларация с номером TC RU Д-CN.ГЛ16.В.03123, зарегистрирована органом по сертификации, имеющим в регистрационном номере аттестата аккредитации ГЛ16. С информацией об указанном органе можно ознакомиться реестре аккредитованных лиц в разделе Реестры.
Возможно ли при проведении специальной оценки условий труда использовать результаты, полученные в рамках осуществления производственного контроля?
В настоящее время на территории Российской Федерации до вступления в силу соответствующих технических регламентов действуют санитарные правила СП 1.1.1058-01 “Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий”, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 № 18 (далее – СП 1.1.1058-01).
В соответствии с СП 1.1.1058-01 на работодателя возлагается, в том числе и контроль за проведением лабораторных испытаний производственных факторов на рабочих местах (шум, вибрация, температура, влажность и т. д.).
Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также проводить производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Таким образом, работодатель обязан проводить производственный контроль в соответствии с СП 1.1.1058-01 и представлять информацию о результатах производственного контроля учреждениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по их запросам.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” определено, что в качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов могут быть использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения специальной оценки условий труда.
Решение о возможности использования указанных результатов при проведении специальной оценки условий труда принимается комиссией по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Таким образом, если у Вас в организации был произведен производственный контроль в соответствии с СП 1.1.1058-01 в установленном законом порядке не ранее чем за шесть месяцев до проведения специальной оценки условий труда, то при проведении специальной оценки условий труда по решению комиссии по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, могут быть использованы полученные результаты.
Что такое ISO?
Название «ISO» употребляется для обозначения Международной организации по стандартизации — «International Organization for Standardization». Данная организация является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов – членов ISO). ISO учреждена в 1946 году. Фактически её работа началась с 1947 года. Штаб-квартира организации находится в Женеве.
На сегодняшний день в состав ИСО входит 164 страны своими национальными организациями по стандартизации. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета — члена ISO.
ISO определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.
Необходимо ли вводить в штатные расписания организаций должность специалиста по охране труда при численности работников 68 и 45 человек?
В организации, численность работников которой более 50 человек, необходимо ввести штатную должность специалиста по охране труда (в соответствии с ч. 1 ст. 217 ТК РФ).
В организации, численность работников которой менее 50 человек, возможно как введение должности специалиста по охране труда, так и возложение обязанностей по охране труда на штатного сотрудника (в соответствии с ч. 3 ст. 217 ТК РФ).
Для чего нужны СРО? Цели и суть работы саморегулируемых организаций
Основные цели саморегулируемых организаций прописаны в статье 55.1 Градостроительного кодекса РФ, к ним относят:
1.    предотвращение нежелательных последствий работ на объекте – несчастных случаев, нанесения вреда здоровью и жизни человека, окружающей среде, объектам культурного наследия (для работы с памятниками архитектуры понадобится также оформление лицензии на реставрацию);
2.    работа над повышением качества строительных, проектных работ, инженерных изысканий, деятельности по энергоаудиту объектов.
Деятельность СРО также включает действия по разработке правил и условий членства в объединении. СРО устанавливают требования к выдаче допусков, утверждают способы контроля за деятельностью своих членов. Логичное развитие эти способы получают в документах по взысканию дисциплинарных мер за нарушение установленных требований.
Если аттестат аккредитации заканчивается в январе 2016, когда надо подать заявление и на что – на аккредитацию или подтверждение компетентности?
Лица, имеющие документы об аккредитации, которые выданы федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Закона об аккредитации, сроки действия которых заканчиваются соответственно в течение первого (01.07.2014 – 30.06.2015) и второго (01.07.2015 – 30.06.2016) года со дня вступления в силу Закона об аккредитации, за исключением лиц, указанных в части 3.1 статьи 30 Закона об аккредитации, планирующие осуществлять деятельность в национальной системе аккредитации, подают заявление об аккредитации и прилагаемые к нему документы в соответствии со статьей 16 Закона об аккредитации.
Во избежание истечения срока действия ранее выданного документа об аккредитации до завершения оказания государственной услуги по аккредитации при подаче заявления об аккредитации следует учитывать сроки предоставления указанной государственной услуги, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2014 года № 519 «Об утверждении общих сроков осуществления аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе общих сроков проведения документарной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и общих сроков проведения выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также сроков отдельных административных процедур при осуществлении аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица».
Как внести изменения в зарегистрированную декларацию о соответствии в информационной системе Росаккредитации «Единый реестр деклараций о соответствии»?
В соответствии с Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. № 845 «О Федеральной службе по аккредитации», функция по ведению Единого реестра деклараций о соответствии закреплена за Росаккредитацией.
Сбор сведений о декларациях о соответствии осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 февраля 2012 года №76 «Об утверждении порядка регистрации деклараций о соответствии и порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений» (далее – Порядок регистрации деклараций).
Порядок регистрации деклараций не предусматривает права органа по сертификации по внесению каких-либо изменения в зарегистрированную декларацию о соответствии.
В случае регистрации органом по сертификации декларации о соответствии с некорректными (ошибочными) сведениями  необходимо направить заявление о прекращении действия данной декларации в установленном порядке и зарегистрировать новую декларацию с уточненными сведениями.
Вправе ли работодатель отменить компенсации, установленные работникам по результатам аттестации рабочих мест?
Согласно ч. 4 ст. 27 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” (далее – Закона № 426-ФЗ) в случае, если до 31 декабря 2013 г. в отношении рабочих мест была проведена АРМ, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.
При этом результаты проведенной до 31 декабря 2013 г. АРМ могут использоваться для установления работникам гарантий и компенсаций также в течение 5 лет со дня завершения АРМ. Таким образом, все компенсации сохраняются в полном объеме по старым нормам до проведения специальной оценки условий труда (далее СОУТ).
И решение работодателя о том, что те компенсационные выплаты, которые были установлены работникам по результатам аттестации рабочих мест, необходимо отменить с 1 января 2014 г. в связи с вступлением в силу Закона № 421-ФЗ, будут неправомочны. Если работодатель хочет пересмотреть ранее установленные доплаты за вредность, он может согласно ч. 4 >ст. 27 Закона № 426-ФЗ провести СОУТ до истечения срока действия имеющихся результатов АРМ, и, возможно, на данных рабочих местах будут установлены такие условия труда, которые позволят работодателю прекратить предоставлять работнику ранее обязательные компенсации. При этом СОУТ необходимо проводить по всем вредным и опасным производственным факторам, выявленным на этих рабочих местах.
Что такое ISO 9000?
ISO 9000 – это система международных стандартов, разработанных Международной организацией по стандартизации ISO (International Organization for Standardization). Данная система представляет собой совокупность требований и правил, направленных на обеспечение и организацию процесса управления качеством продукции и услуг. Сертификат соответствия ISO 9000 означает наличие в организации внедренной, налаженной и успешно функционирующей системы управления качеством продукции и услуг в соответствии с международными нормами.
Вправе ли работодатель освободить руководителей структурных подразделений от первичного инструктажа на рабочем месте?
От прохождения первичного инструктажа на рабочем месте могут быть освобождены работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением сырья и материалов в соответствии с п. 2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 г. № 1/29, и п. 7.2.1 ГОСТ 12.0.004-90.
Решение об освобождении\не освобождении работников от прохождения первичного инструктажа – за работодателем.
Однако надо понимать, что работодатель, утверждая Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, берет на себя всю полноту ответственности за их безопасность.
Как выбрать СРО?
1. Для начала, в соответствии с направлением вашей деятельности, вы определяете вид СРО – стройка, проект, инженерные изыскания или энергоаудит.
2. Далее в пределах одного направления вы можете оценивать отдельные признаки работы СРО. Основные источники информации – государственный реестр СРО, официальные сайты саморегулируемых организаций, строительные форумы, отзывы коллег. Полезно будет убедиться в том, что СРО существует более 2х лет, а её члены – реально действующие строительные организации.
Подходит срок подтверждения компетенции, но ИЛЦ принято решение подать заявку об аккредитации на новый срок (аккредитованы в старой системе в 2011 году). Не является ли это нарушением?
Нет, не является.
Где и какие бланки сертификатов соответствия надо получать?
В соответствии с Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. № 845, Росаккредитация осуществляет выдачу бланков сертификатов соответствия.
Выдача бланков сертификатов соответствия осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по организации оказания Росаккредитацией государственной услуги по выдаче бланков сертификатов соответствия, в том числе бланков сертификатов соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, за исключением сертификатов соответствия на продукцию, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также бланков сертификатов соответствия, изготовленных по единой форме, утвержденными Руководителем Федеральной службы по аккредитации 11 марта 2015 г.
Заявление на получение бланков подается в соответствующее Территориальное управление Росаккредитации по месту осуществления деятельности заявителя. В случае если местом осуществления деятельности заявителя является Центральный федеральный округ, заявление может быть подано в центральный аппарат Росаккредитации.
Выдача бланков осуществляется уполномоченным сотрудником Росаккредитации официальному представителю заявителя, расположенного на территории соответствующего федерального округа, на основании заявления по форме, приведенной в приложении № 1 к указанным Методическим рекомендациям.
Как составить перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, если часть рабочих мест уже аттестована по условиям труда?
Согласно ч. 1.ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее – комиссия).
Согласно ч. 5. ст. 9 ФЗ № 426-ФЗ комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) до начала выполнения работ утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ.
Таким образом, новая комиссия будет утверждать новые перечни рабочих мест.
Какой перечень будет утверждать комиссия, зависит от решения работодателя.
Работодатель имеет право не проводить СОУТ на тех рабочих местах, на которых еще действует оценка условий труда по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда (в течение 5 лет с момента ее завершения).
В этом случае перечень будет содержать только еще не аттестованные рабочие места.
Работодатель имеет право провести СОУТ на всех имеющихся рабочих местах. В этом случае перечень будет содержать все рабочие места.
Насколько широко стандарты ISO 9000 распространены в мире, и какое место занимает Россия в этой международной системе?
Стандарты международной организации по стандартизации ISO являются наиболее известными и распространенными в мире. Стандарты ISO универсальны, их можно применять в качестве моделей независимо от отрасли, в которой функционирует компания. Стандарты ISO 9000 приняты в качестве национальных стандартов более чем в 190 странах мира, среди них Европейский Союз, США, Канада, Япония, Китай, Южная Корея, Австралия, ОАЭ, Турция и др. В России в настоящее время стандарты ISO 9000 утверждены в качестве Государственных стандартов (ГОСТ). В работе Международной организации по стандартизации (ISO) в качестве национальной организации по стандартизации участвует Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Как производится оплата труда сотрудника, выполняющего функции специалиста по охране труда?
Все зависит от того, на каких условиях сотрудник выполняет функции специалиста по охране труда – оформлено внутреннее совместительство или совмещение должностей.
Совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ).
Совмещением должностей – выполнение работником с его письменного согласия дополнительной работы по другой профессии (должности) наряду со своей основной работой у одного и того же работодателя.
Совместительство оформляется заключением трудового договора с обязательным указанием на то, что данная работа является совместительством.
Необходимо отличать совместительство от совмещения.
При работе по совместительству:
заключается трудовой договор;
работа выполняется в свободное от основной работы время.
При работе на условиях совмещения:
работа выполняется без освобождения от основной работы;
трудовой договор не заключается. Оформление происходит путем заключения дополнительного соглашения к существующему трудовому договору.
Если сотрудник оформлен как совместитель, то оплата труда в соответствии с ч. 1 ст. 285 ТК РФ производится:
пропорционально отработанному времени;
в зависимости от выработки;
на условиях, определенных трудовым договором.
За совмещение профессий (должностей) устанавливается доплата с учетом содержания, характера и объема дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ), при этом трудовым законодательством ни минимальный, ни максимальный размеры доплаты не установлены, однако при установлении доплаты работодателю следует руководствоваться положениями ст. 22 ТК РФ (равная оплата за труд равной ценности).
Какие документы подают в Ростехнадзор с заявкой о регистрации СРО?
Перечень документов, которые некоммерческое партнёрство подаёт в Ростехнадзор для получения статуса СРО (нотариально заверенные копии):
1.    свидетельство о государственной регистрации НП;
2.    свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ;
3.    свидетельство о постановке на налоговый учёт;
4.    устав НП;
5.    выписка из ЕГРЮЛ.
Копии, заверенные печатью НП:
6.    документы, подтверждающих государственную регистрацию членов — юридических лиц;
7.    реестр членов НП;
8.    положение о конкурсе по выбору управляющей компании средствами КФ;
9.    публикации о проведении конкурса по выбору управляющей компании средствами КФ и публикации в печатных СМИ и интернете результатов проведения конкурса;
10.    положение о конкурсе по выбору специализированного депозитария;
11.    публикации о проведении конкурса по выбору специализированного депозитария и копии публикаций в печатных СМИ и интернете результатов проведения конкурса, заверенные печатью НП;
12.    копии страховых полисов и договоров страхования членов НП, заверенные печатью НП;
13.    документы, подтверждающие внесение средств в компенсационный фонд каждым членом НП, заверенные печатью банка.
Оригиналы документов:
14.    положение о конкурсной комиссии по выбору управляющей компании и специализированного депозитария;
15.    письмо о величине Компенсационного фонда;
16.    письмо банка, подтверждающее размеры компенсационного фонда НП;
17.    положение об обеспечении имущественной ответственности членов НП;
18.    положение о компенсационном фонде НП;
19.    положение об основаниях и порядке выплат из компенсационного фонда НП;
20.    положение о страховании НП;
21.    инвестиционная декларация НП;
22.    положение о членстве в НП;
23.    положение о дисциплинарной ответственности членов НП;
24.    правила саморегулирования НП;
25.    стандарт саморегулирования к выполнению строительных работ и требования, предъявляемые к организации контроля безопасности и качества строительства;
26.    положение о совете НП;
27.    положение о Наблюдательном совете НП;
28.    копии решении общих собраний и заседаний Советов НП, на которых были приняты решения о создании СРО и утверждении Положений, результатов конкурсов;
29.    положение о специализированном органе по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия;
30.    положение о специализированном органе, осуществляющим контроль за соблюдением членами СРО требований, стандартов и правил СРО.
Все ли без исключения ИЛ должны согласно ст. 30 ФЗ-412 проходить подтверждение компетенции, не ясен круг лиц. Наш аттестат аккредитации действителен до 01.09.2017. Нужно ли нам подавать заявление на ПК?
Не все; необходимо подать заявление на ПК не менее чем за 20 рабочих дней до 1 июля 2016 г.
Каков порядок регистрации декларации о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия?
Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября  2014 г. № 752  утвержден Порядок регистрации деклараций о соответствии и порядка формирования и ведения реестра деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия» (далее – Порядок регистрации).
В соответствии с пунктом 3 Порядка регистрации регистрацию деклараций о соответствии осуществляет Федеральная служба по аккредитации.
Согласно пункту 5 Порядка регистрации декларация о соответствии, содержащая сведения, предусмотренные пунктом 4 Порядка регистрации, направляется заявителем для регистрации в Федеральную службу по аккредитации в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Вместе с тем, заявитель вправе подать декларацию о соответствии на бумажном носителе в орган по сертификации лично либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении с целью передачи с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации органом по сертификации сведений, предусмотренных пунктом 4 Порядка регистрации, в реестр деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, для регистрации декларации о соответствии Федеральной службой по аккредитации (информация о декларации о соответствии вносится в реестр деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия органом по сертификации, при этом регистрационные действия (присвоение номера) осуществляются Росаккредитацией посредством ФГИС Росаккредитации).
С учетом вышеуказанных положений законодательства, информируем, что техническая реализация процесса регистрации деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, для органов по сертификации остается такой же.
Каковы основания проведения внеплановой специальной оценки условий труда?
Внеплановую специальную оценку условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” необходимо проводить в следующих случаях:
ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;
изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Что такое Международный стандарт ISO 9001?
Международный стандарт ISO 9001 представляет собой документ, разработанный техническим комитетом международной организации по стандартизации (ISO), которая является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов – членов ISO).
Международный стандарт ISO 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества предприятий, которые являются достаточно строгими. Наличие у предприятия сертификата соответствия данной системе сертификации гарантирует, что на таком предприятии внедрена и функционирует эффективная система менеджмента качества по этому стандарту. Также наличие сертификата ISO 9001 означает, что получившее его предприятие отвечает современным требованиям и международному уровню оказываемых услуг, производимой продукции, систем управления и внутренних процессов неправительственной организации. Все требования данного Стандарта предназначены для всех организаций независимо от вида, размера и поставляемой продукции.
Обязан ли работодатель вводить должность специалиста по охране труда в филиале организации?
Согласно ст. 217 Трудового кодекса РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Согласно ст. 55 Гражданского Кодекса РФ филиалы не являются юридическими лицами, и поэтому они не могут быть работодателями.
Работодателем по отношению к работникам филиала выступает юридическое лицо (т. е. головная организация). Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
Таким образом, с учетом того, что филиал не является юридическим лицом, а является отдельным подразделением, работодатель по закону не обязан создавать службу охраны труда или вводить должность (отдельно выделенную штатную единицу) специалиста по охране труда в каждом обособленном структурном подразделении организации (т. е. в филиале).
При этом обязанностью организаций является правильное построение службы охраны труда в организации с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утв. постановлением Минтруда РФ от 22.01.2001 № 10.
Так, в соответствии с п. 1.10 Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в случаях, если отдельные производственные подразделения организации (как в Вашем случае – филиалы) удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, к численности работников службы охраны труда, рассчитанной по нормативам численности, следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более – коэффициент 1,4.
Есть ли в СРО определённая система для ведения бухгалтерского и налогового учёта?
Строгая система для отчётности в СРО не предусмотрена законом и не является обязательной, но очевидно, что при наличии такой политики СРО значительно упрощает для себя ведение бухгалтерского учёта.